У многих людей процедура восстановления мраморных полов ассоциируется в первую очередь с дворцами, замками или как минимум с богатыми особняками. Из-за этого у кого-то может создаться впечатление, что эта услуга не имеет к нему никакого отношения. Однако мало кто задумывается, что любой москвич ходит по такому полу практически ежедневно. И восстановление такой поверхности, как и другие ремонтные работы, может нарушить планы практически каждого из нас. А все потому, что именно таким камнем отделаны многие станции московского метро.
Да, метрополитен Москвы входит в число наиболее оживленных и знаменитых транспортных систем в мире — ежедневно его используют для перемещения миллионы москвичей и гостей столицы. Ко всему прочему, он также является своеобразным музеем камня — ведь для оформления его станций применялось свыше десяти разновидностей камней и минералов, добытых на сотне месторождений по всему Советскому Союзу. На сегодняшний день из существующих 263 станций московского метрополитена большая часть может похвастать наличием каменной отделки. Это и габбро, и гранит, и известняк, и многие другие. Ну, и, конечно же, мрамор — одного только его было задействовано для оформления станций около 20 видов! Почему этот камень был так популярен?
На это существует немало причин: и эстетичность, и богатая цветовая гамма, и легкость в обработке. Кроме того, правительство страны поставило перед разработчиками проекта задачу, чтобы при посещении метро у пассажиров возникало ощущение легкости, простора и торжества социализма. Московское метро должно было стать лучшим в мире — и архитекторами и строителями поставленная задача была выполнена с честью.
Однако всему со временем требуется хотя бы косметический ремонт — и метрополитен Москвы не стал исключением.
Станции Московского метро, реконструкция которых планировалась в 2023 году
Ежедневно услугами московского метро пользуется в среднем около девяти миллионов человек, поэтому не удивительно, что со временем эта транспортная система начинает нуждаться в модернизации и реконструкции, в первую очередь — в восстановлении мраморных полов. В связи с этим в минувшем году было запланировано закрытие на плановые работы по модернизации и техобслуживанию сразу несколько станций на разных ветках метрополитена. Так, начиная с прошлого года реконструкционные работы будут совершаться на таких станциях:
- «Площадь Революции» — это станция, расположенная в самом сердце Москвы, она входит в число наиболее популярных. Ее открытие состоялось еще в 1938 году. При проведении ремонтно-реконструкционных работ планируется выполнить замену эскалаторов и обновить внутренний облик помещений, которыми пользуются пассажиры.
- «Студенческая» — сравнительно молодая станция, 1967 года открытия, относящаяся к Филевской линии. Здесь должны быть реконструированы залы ожидания и обновлена система электроснабжения.
- «Китай-город» — да, планировалось также обновить и эту, одну из наиболее известнейших станций и первую в истории столичного метро кросс-платформенную пересадку в центре российской столицы. Здесь должно быть обновлено пространство для пассажиров, а также заменены некоторые архитектурные составляющие.
- «Октябрьская» (бывшая «Калужская») — здесь речь идет о станции, относящейся к Кольцевой линии, а не к Калужско-Рижской. Открыта она была в 1950 году. В планах реконструкции на 2023-2024 годы — установка нового эскалатора и устранение ряда дефектов с целью повышения пассажирского комфорта. Кстати, в 2010 году реконструкции уже подвергался вестибюль станции, в том числе и реставрация его внутреннего убранства.
- «Красносельская» (открыта в 1935 году) — относится к Сокольнической линии метрополитена. Она уже давно не ремонтировалась, поэтому здесь запланированы довольно масштабные реконструкционно-ремонтные работы, в частности восстановление мраморных полов, обновление ряда архитектурных элементов, а также повышение комфорта и уровня безопасности пассажиров.
- «Казанская» (открыта в 1935 году) — как известно, относится к Филевско-Курской линии и является одной из наиболее важных. В последние годы пассажиропоток на данной станции постепенно наращивается. Ее будут реконструировать для более удобного массового пользования и осовременивания инфраструктуры.
- «Арбатская» (открыта в 1935 году) — располагается на Арбатско-Покровской линии в центральной части столицы и является одной из наиболее знаменитых. С 2023 года запланирована и ее реконструкция и модернизация. Проектом реконструкции предусмотрено повышение уровня безопасности и комфорта пассажиров. Благодаря обновленному дизайну и более современному оснащению должны быть созданы все условия для выполнения более быстрых и организованных пересадок, а также повышено удобство передвижения по самому пространству станции. Из-за реконструкции «Арбатская» будет временно закрыта, а пассажирам предложат альтернативные маршруты.
- «Комсомольская» (открыта в 1952 году) — одна из наиболее загруженных станций не только Кольцевой линии, но и всего московского метрополитена (по данным 2021 года). В сутки ею пользуются в среднем 163 тыс. пассажиров. Это связано с тем, что станция располагается вблизи трех вокзалов: Ленинградского, Казанского и Ярославского. Станция будет закрыта на реконструкцию, в ходе которой планируется не только обновить архитектурную составляющую, но и осовременить инфраструктуру.
Также на 2023-2024 годы запланирована реконструкция и модернизация таких станций московского метрополитена, как «Таганская», «Смоленская», «Сухаревская», «Дмитровская», «Киевская», «Белорусская», «Южная», «Омская», «Таганрогская». На период восстановления мраморных полов и проведения других работ по улучшению данные станции будут закрыты для пассажиров, поэтому придется рассмотреть альтернативные варианты перемещения.
Риски реконструкции метрополитена
Некоторые москвичи высказывают опасения, что неумело проведенные реконструкционные работы могут испортить первозданный облик станций метрополитена, как это случилось, например, со станцией «Маяковская». После реконструкции, завершившейся в 2010 году, данная станция лишилась своего уникального облика и в значительной мере утратила историко-культурную ценность, все еще продолжая оставаться объектом культурного наследия РФ регионального значения. Так, непрофессиональное восстановление мраморных полов привело к тому, что пропало ощущение полета, из-за чего наличие авиационного металла в арках и мозаики небесного цвета в куполах утратило свой изначальный смысл. Также, несмотря на удачно подобранный новый камень и сохранение рисунка пола, был изменен рисунок швов в сторону упрощения, из-за чего восприятие всего интерьера изменилось. Возможно, лучше было бы заменить лишь поврежденные части, а оставшееся пространство просто восстановить, используя специальные современные моющие средства и уборочную технику?
Остается только наедятся, что запланированная и уже стартовавшая в некоторых местах реконструкция не исказит первозданный замысел проектировщиков Московского метрополитена и он, став более современным, сохранит свой исторический облик.