Сооружение для торговли или комплекс сооружений, функционирующих как единый организм, называется торговым центром. Как правило, на территории ТЦ одновременно действуют развлекательные и коммерческие предприятия, функционируют заведения общепита, предоставляются различного рода услуги. Все эти предприятия подбираются согласно разработанной для каждого конкретного шопинг-центра концепции, а используются при регулярной инженерной эксплуатации здания. Да, именно за счет инженерно-технического обслуживания торгово-развлекательных центров посетители могут не только с удовольствием пользоваться всеми услугами ТРЦ, но и попросту чувствовать себя комфортно и безопасно в любом из таковых. Кстати о их видах…
Разновидности торговых центров
В мире применяются разные вариации классифицирования ТЦ. Особой популярностью пользуются две из них: американская и европейская. Страны же постсоветского пространства используют адаптированные под местные условия иностранные классификаторы — преимущественно европейский.
Согласно ему, торгово-развлекательные центры бывают таких видов:
- микрорайонный. Его площадь находится в пределах от 3 тыс. до 14 тыс. м2, а на прилавках красуется товарная продукция массового спроса;
- тематический. Его площадь — примерно 8–24 тыс.м2. Такие ТЦ нацелены на гостей города, реализацию товаров в розницу и на бытовой сервис;
- окружной. Он уже с площадью около 10–33 тыс. м2, на которой можно приобрести продукцию массового спроса разнообразного спектра;
- лайфстайл-центр. Данный вариант более предыдущих нуждается в инженерной эксплуатации здания, поскольку на его территории находятся не только специализированные торговые точки, но и предприятия общепита, а также развлекательные места. Их общая площадь находится в пределах 20–47 тыс. м2;
- пауэр-центр. Торговые площади в нем арендуют в первую очередь популярные торговые масс-марки. Такие сооружения занимают от 30 тыс. до 57 тыс. квадратных метров площади;
- региональный. Здесь можно приобрести модные товары смешанного ассортимента. На его территории также располагаются гипермаркеты. Площадь таких ТРЦ — 37–75 тыс. м2;
- суперрегиональный. Сходен с региональным, однако имеет более обширный и разнообразный ассортимент и занимает площадь, превышающую 75 тыс. м2.
Если говорить упрощенно, то районные ТЦ имею площадь 5–15 тыс. м2, окружные — до 40 тыс. м2, региональные — до 75 тыс. м2, а суперрегиональные — более 75 тыс. м2.
Как следует из вышеприведенной классификации, все вариации торговых центров имеют обширные площади и немалое количество помещений, а также характеризуются высоким уровнем посещаемости. Разумеется, в связи с этим в каждом ТЦ должен быть организован, а затем постоянно поддерживаться приятный микроклимат для клиентов независимо от времени года. А достичь этого можно благодаря безотказной, безаварийной и безопасной деятельности инженерных коммуникаций. Так что поддержка исправности оборудования является главной задачей службы инженерной эксплуатации зданий ТРЦ.
Основные особенности инженерной эксплуатации торговых центров
Итак, для шоппинг-центров характерно:
- использование гибридных отопительных систем — одновременно могут применяться и воздушная, и водная;
- наличие разноплановых зон — например, согласно нормативам, температура в коридорах ТЦ должна находиться в пределах 15–18 °С, а непосредственно в магазинах она уже должна быть выше — от 22 до 23 °С;
- разнообразные требования к вентиляционным и кондиционирующим системам — во время инженерной эксплуатации здания их нужно отладить и настроить так, чтобы в каждом из помещений поддерживались все требуемые параметры;
- большой объем работ и затрат, направленных на обслуживание систем водоотвода и водоснабжения;
- разноплановое расположение инженерных систем — часть из них может пребывать в технических помещениях, а часть — на улице (на кровле или прилегающей к ТРЦ территории);
- сезонные особенности в функционировании инженерных коммуникаций;
- повышенное энергопотребление всеми работающими инженерными системами.
Иными словами, особенностей в обслуживании у торгово-развлекательных центров, мягко говоря, немало, и все они специфические, поэтому доверять заботу о таких центрах следует только профессионалам.
Организация инженерной эксплуатации зданий ТЦ
А перво-наперво для слаженного и беспроблемного функционирования всех инженерных сетей центров торговли безотносительно их площади и посещаемости непременно нужно разработать концепцию эксплуатации. В ней рекомендуется предусмотреть:
- штатное расписание — при этом персонал должен всегда быть на работе;
- мобильные сервисы;
- возможность проведения субподрядных работ с привлечением сторонних специалистов — например, из сферы клининга;
- аварийное обслуживание.
Также следует учесть периодичность осуществления работ по обслуживанию оснащения и, при необходимости, его ремонту. И обратить внимание на такие важные составляющие, как взаимодействие штатных и приглашенных специалистов, а также служб арендаторов, приобретение расходников и запчастей, мониторинг инженерных систем, выполнение законодательных и нормативных требований, предъявляемых к ТРЦ. Успешная инженерная эксплуатация зданий шоппинг-центров также не обойдется без полноценной и всеохватывающей системы диспетчеризации по управлению инженерными системами строения.
В заключение следует отметить, что большинство технических работ рекомендовано производить в ночное время. Но если это невозможно, то деятельность ремонтников не должна создавать неудобств для посетителей торгов-развлекательных центров.